ЗАПЧАСТИ КАМАЗ, ГИЛЬЗА, ПОРШЕНЬ, ЯМЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, Д144, СМД 31, Д65, СМД 60, СМД 20, СМД 22

ПОРШНЕВЫЕ ГРУППЫ

Классификация моторных масел

Система классификации API

API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Система полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 «Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел» (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 «Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)» (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than «Energy Conserving»).

Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 годах, когда под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масле EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No. 1509). Эта система постоянно совершенствуется. В настоящее время аттестация моторных масел проводится согласно требованиям EOLCS и «Свода правил СМА» (СМА Code o Practice).

По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

  • API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH, API SJ, API SL, API SM, API SN. (категория SI – намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер). Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, SH на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются.
  • API C состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4, API CH-4, API CI-4, API CJ-4. Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;
  • API EC – энергосберегающие масла (Energy Conserving). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях; существующие категории: API SL/ЕС И API SM/EC.

Система классификации АСЕА

В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles – Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему ССМС. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.

Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел – «АСЕА ряды европейских масел» (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей.

По классификации ACEA в редакции 2008 года существуют следующие типы моторных масел:

  • А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В. (до 2004 года А – масла для бензиновых двигателей, В – масла для дизельных двигателей). На сегодняшний день в этой категории существуют следующие классы: А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5.
  • С – моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним требованиям по экологичности выхлопных газов Евро-4. Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. На сегодняшний день существует 4 класса в этой категории: С1, С2, С3, С4.
  • Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. В этой категории существуют следующие классы: Е4, Е6, Е7, Е9.

Классификация моторных масел по вязкости SAE J 300 (дек.1999, в действии с июня 2001)

Класс вязкости Динамическая вязкость,
сПз, не выше, при °С
Кинематическая
вязкость
при 100°С, мм2/с
Динамическая
вязкость
при 150°С и 106 с-1,
сПз не ниже
Имитация холодного пуска (CCS)   Прокачиваемость   не ниже не выше
0W 6200 при -35 60 000 при -40 3,8 - -
5W 6600 при -30 60 000 при -35 3,8 - -
10W 7000 при -25 60 000 при -30 4,1  - -
15W 7000 при -20 60 000 при -25 5,6 - -
20W 9500 при -15 60 000 при -20 5,6 - -
25W 13 000 при -10 60 000 при -15 9,3 - -
20 - - 5,6 <9,3 2,6
30 - - 9,3 <12,5 2,9
40 - - 12,5 <16,3 2,9*
40 - - 12,5 <16,3 3,7**
50 - - 16,3 <21,9 3,7
60 - - 21,9   26,1 3,7

* Для классов SAE 0W, 5W, 10W
** Для классов SAE 15W, 20W, 25W сезонных