Система классификации API
API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Система полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 «Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел» (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 «Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)» (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than «Energy Conserving»).
Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 годах, когда под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масле EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No. 1509). Эта система постоянно совершенствуется. В настоящее время аттестация моторных масел проводится согласно требованиям EOLCS и «Свода правил СМА» (СМА Code o Practice).
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
- API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH, API SJ, API SL, API SM, API SN. (категория SI – намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер). Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, SH на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются.
- API C состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4, API CH-4, API CI-4, API CJ-4. Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;
- API EC – энергосберегающие масла (Energy Conserving). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях; существующие категории: API SL/ЕС И API SM/EC.
Система классификации АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles – Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему ССМС. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.
Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел – «АСЕА ряды европейских масел» (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей.
По классификации ACEA в редакции 2008 года существуют следующие типы моторных масел:
- А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В. (до 2004 года А – масла для бензиновых двигателей, В – масла для дизельных двигателей). На сегодняшний день в этой категории существуют следующие классы: А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5.
- С – моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним требованиям по экологичности выхлопных газов Евро-4. Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. На сегодняшний день существует 4 класса в этой категории: С1, С2, С3, С4.
- Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. В этой категории существуют следующие классы: Е4, Е6, Е7, Е9.
Классификация моторных масел по вязкости SAE J 300 (дек.1999, в действии с июня 2001)
Класс вязкости | Динамическая вязкость, сПз, не выше, при °С |
Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с |
Динамическая вязкость при 150°С и 106 с-1, сПз не ниже | ||
Имитация холодного пуска (CCS) | Прокачиваемость | не ниже | не выше | ||
0W | 6200 при -35 | 60 000 при -40 | 3,8 | - | - |
5W | 6600 при -30 | 60 000 при -35 | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при -25 | 60 000 при -30 | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при -20 | 60 000 при -25 | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при -15 | 60 000 при -20 | 5,6 | - | - |
25W | 13 000 при -10 | 60 000 при -15 | 9,3 | - | - |
20 | - | - | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | <12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 2,9* |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 3,7** |
50 | - | - | 16,3 | <21,9 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
* Для классов SAE 0W, 5W, 10W
** Для классов SAE 15W, 20W, 25W
сезонных