При эксплуатации двигателй внутреннего сгорания, его узлы и детали в результате трения изнашиваются. Для снижения износа деталей двигателя используются различные моторные масла.
Моторные масла - это смазочные материалы, которые используются в двигателях внутреннего сгорания для уменьшения трения скольжения и износа деталей, узлов, механизмов, отвода тепла от трущихся поверхностей и уплотнения зазоров главным образом в цилиндропоршневых группах.
Моторные масла подразделяются на дизельные (для дизельных двигателей), карбюраторные (для бензиновых двигателей) и универсальные (подходят для применения в обоих типах двигателей). По сезонности применения различают зимние, летние и всесезонные моторные масла.
Для хорошей работы двигателя, моторные масла, применяемые в его смазочных системах, должны обладать хорошей вязкостно-температурной характеристикой, высокой моюще-диспергирующей способностью.
- Вязкость моторного масла, определяет силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхности трения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, меньше расход масла на угар. В соответствии с нормативно-технической документацией вязкостно-температурные свойства моторных масел оцениваются индексом вязкости. Индекс вязкости – относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры.
- Температура застывания моторного масла – это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания –15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания –20 °С и ниже, то масла относятся к зимним.
- Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения.
- Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений.
- Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.
- Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах.
- Антикоррозионные свойства моторных масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов
При производстве моторных масел, как привило, применяются базовые масла, подразделяемые на три типа: минеральные, синтетические, полусинтетические.
Основными производителями моторных масел для грувых автомобилей (коммерческих) являются:
![]() |
Лукойл - уникальный комплекс «Новая формула» обеспечивает «интеллектуальную защиту» двигателя, активируя соответствующие компоненты при разных условиях работы. |
![]() |
ТНК - масла данной компании изготавливаются с использованием самых современных импортных технологий и патентованных компонентов ведущих мировых химических концернов. Система сквозного контроля качества производства масел на всех этапах – от базового масла до готового товарного продукта – это гарантия высокого качества производимой продукции. |
![]() |
Mobil - смазочные материалы, которые не только отвечают, но и превышают самые высокие стандарты, спецификации производителей автомобильного транспорта и оборудования, поэтому обеспечивают исключительную защиту и безотказную работу бензиновых и дизельных двигателей как в обычных, так и в экстремальных условиях. |
![]() |
Shell - созданы на основе самых современных технологий, с использованием активных присадок для того, чтобы защищать детали двигателя и максимально повышать его эффективность. Благодаря своему составу масла Shell повышают эффективность двигателя, поддерживают чистоту деталей двигателя, минимизируют трение и снижают износ, таким образом максимально продлевают срок службы оборудования даже в экстремальных условиях. |
Классификация моторных масел
Согласно отечественному ГОСТу 17479.1-85 для обозначения моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике используется группа знаков. Первая обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
Таблица 1.
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре | |
+ 100 °С |
- 18 °С, не более* | |
33 |
Не менее 3,8 |
1250 |
43 |
» » 4,1 |
2600 |
53 |
» » 5,6 |
6000 |
63 |
» » 5,6 |
10400 |
6 |
Св. 5,6 до 7,0 включ. |
- |
8 |
» 7,0 » 9,3 » |
- |
10 |
» 9,3 » 11,5 » |
- |
12 |
» 11,5 » 12,5 » |
- |
14 |
» 12,5 » 14,5 » |
- |
16 |
» 14,5 » 16,3 » |
- |
20 |
» 16,3 » 21,9 » |
- |
24 |
» 21,9 » 26,1 » |
- |
33/8 |
» 7,0 » 9,3 » |
1250 |
43/6 |
» 5,6 » 7,0 » |
2600 |
43/8 |
» 7,0 » 9,3 » |
2600 |
43/10 |
» 9,3 » 11,5 » |
2600 |
53/10 |
» 9,3 » 11,5 » |
6000 |
53/12 |
» 11,5 » 12,5 » |
6000 |
53/14 |
» 12,5 » 14,5 » |
6000 |
63/10 |
» 9,3 » 11,5 » |
10400 |
63/14 |
» 12,5 » 14,5 » |
10400 |
63/16 |
» 14,5 » 16,3 » |
10400 |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
Также согласно ГОСТу 17479.1-85 моторные масла зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Таблица 2.
Группа масла по эксплуатационным свойствам |
Рекомендуемая область применения | |
А |
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 |
Малофорсированные дизели | |
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д |
Д1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е |
Е1 |
Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е2 |
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.